101 Добавлено 17 September 2015

Вступление

Европейский регион по праву можно считать колыбелью мирового гемблинга. Именно здесь были придуманы и впервые широко внедрены такие привычные сегодня понятия, как “коэффициенты”, “букмекерство”, все современные типы ставок, наработаны принципы формирования законодательной базы и многие другие атрибуты современной игорной действительности.

Сегодня Европа - один из мировых центров игорного бизнеса. По доходам здесь лидируют пять стран: Великобритания, Италия, Германия, Франция и Испания. О них и пойдёт речь в данной статье.

Современные формы букмекерства появились в конце XVIII века, когда скачки и пари на их исходы перестали быть уделом аристократии и стали очень популярными среди множества людей. Если раньше пари заключали между собой только представители знати, чтобы выяснить, “чья лошадь круче”, то теперь заключать пари стали и посторонние зрители скачек. В этот момент возникла необходимость в посредниках, которые были бы способны организовать сбор и выплату значительных сумм ставок: поскольку количество лошадей в одном заезде постоянно росло, выросло и количество пари.

В связи с этим букмекеры разработали систему, которая, подобно витрине магазина, предлагала оценку потенциального выигрыша от ставок на каждую из лошадей, принимающих участие в забеге. Игроки в такой системе формировали пул ставок (призовой фонд). Непосредственно перед началом забега приём ставок останавливался, букмекер подсчитывал общий призовой фонд, из которого забирал себе фиксированный процент комиссии. Остаток же распределялся между игроками, которые поставили на победителя.

Поскольку сумма выигрыша зависела от общего пула, игроки не знали заранее, сколько они выиграют, если их ставка сыграет. Однако для того, чтобы игроки не брали “кота в мешке”, букмекеры озвучивали индикативные коэффициенты выигрыша, которые рассчитывались исходя из величины призового фонда на определённый момент времени. Благодаря этому игроки понимали сумму потенциального выигрыша и осознавали, что реальный выигрыш будет зависеть от того, сколько и на каких лошадей дополнительно поставят до начала заезда. Таким образом возникли первые (пока не фиксированные) букмекерские коэффициенты.

С целью облегчения расчётов использовался специальный счётчик, показывающий денежные ставки на определённую лошадь и общую сумму ставок. Счётчик назвали тотализатором (от англ. total - сумма, итог). Название прибора со временем стали использовать для  обозначения формы беттинга, в которой они использовались. Приём ставок на тотализатор впервые зафиксирован в 1790 году в Великобритании и быстро стал универсальным стандартом.

Чтобы увеличить прибыль, букмекеры стали усложнять предмет пари. Ставить стало возможно не только на победителя одного заезда, но и на возможность предугадать победителей сразу нескольких последовательных заездов. Для таких ставок букмекеры предлагали повышенные коэффициенты выигрыша. Сегодня два таких подхода известны всем как ординары и мультиставки.

Понятие гандикапа (форы) также появилось во время скачек. Чтобы уравнять шансы на победу лошадей с очевидным преимуществом в силе и более слабых участников забега , фаворитов “утяжеляли” дополнительными грузом определённого веса - “гандикапом”. Французский король Людовик XVI использовал гандикап, чтобы дать французским лошадям преимущество перед иностранными: он издал специальный закон, согласно которому все иностранные лошади должны были во время скачек дополнительно утяжеляться.

К началу XX века, с одной стороны, букмекерство стало ещё более массовым (вследствие промышленной революции у широких слоёв населения появилось дополнительные свободные время и деньги) и, с другой стороны, именно на этот период пришлось начало развития профессионального спорта. Оба этих фактора обусловили появление букмекерских контор, дающих возможность заключать пари с фиксированными коэффициентами, которые больше не зависели от распределения потоков на различные исходы события. Букмекерские конторы в том виде, в котором мы их привыкли видеть, начали активно работать в начале 20-х годов XX века.

Правовое регулирование и налогообложение игорного бизнеса

Современная культура игры стала результатом множества проб и ошибок на пути от бесконтрольного распространения ставок в XVII-XVIII столетиях до попыток их полного запрета в XIX веке. Это привело к осознанию неэффективности запретительных мер и разработке систем регулирования и лицензирования игорной сферы после первой мировой войны.

Текущая система правового регулирования складывалась в европейских странах в основном с 2005 по 2011 годы. Именно в этот период приняты основные действующие на данный момент законодательные нормы. В одних странах этот процесс проходил в виде усовершенствования и обновления существующих норм (например, Gambling Act 2005 в Великобритании), в других - рынок оказался вовсе не урегулированным, в связи с чем были приняты новые акты легализации тех или иных сегментов гемблинга (Finance Act 2007 в Италии, Gambling Act 2010 во Франции, Gambling Act 2011 в Испании и другие).

На сегодняшний день наиболее совершенная система регулирования игорного рынка действует в Великобритании. Нормы, действующие в стране, покрывают все возможные сегменты гемблинга: от всех форм оффлайн-гемблинга букмекеров с местной регистрацией до онлайн-гемблинга, предоставляемого зарубежными компаниями.

Выполнение законодательства строго контролируется регулятором Gambling Commission, который раз в полгода публикует обширную статистику и исследования легального игорного рынка в Великобритании. Кроме всего прочего, в стране дифференцирована доступность тех или иных сегментов рынка для различных категорий населения: например, для игровых автоматов действует классификация, которая определяет их доступность для граждан различных возрастов и максимально возможный проигрыш. Налог на игорный бизнес составляет в среднем 10-15% от прибыли букмекера. Конкретная ставка налога зависит от сегмента, в котором работает компания.

В отличие от Великобритании, в Испании и Германии регулирование игорной сферы осуществляется преимущественно местными органами власти. Так, в Испании спортивный беттинг, покер, бинго, рулетка, блекджек и баккара в онлайне разрешены на общенациональном уровне, а вот ставки в Live полномочны разрешать или запрещать местные органы власти. Они же определяют зоны, в которых разрешено размещать ППС. Соответственно, гемблинг частично облагается общегосударственными налогами, частично - местными налогами.

В Германии компаниям легче всего “дышится” в земле Шлезвиг-Гольштейн, поскольку в определённый момент местные власти внедрили здесь лицензирование широкого спектра сегментов игорной сферы. Эту позицию не поддержало федеральное правительство и отменило местную игорную законодательную базу. Что интересно, это не привело к аннулированию лицензий, ранее выданных местными властями. Компании до сих пор работают на условиях, определённых лицензиями, которые сейчас уже не действуют.

Весьма специфичен подход к налогообложению гемблинга во Франции и Италии. В этих странах законодатель закрепил такое понятие как “коэффициент выплаты”, смысл которого заключается в том, что букмекерам предписано занижать выплаты игрокам на 10-15%. По сути это равноценно требованию к искусственному завышению маржи букмекера.

Франция характеризуется комплексным налогообложением ставок на спорт: помимо вышеописанной схемы с коэффициентом выплаты, букмекеры также платят налог с суммы ставок и сбор на развитие спорта. портивный беттинг во Франции лишён права на налоговую льготу по выплате НДС. Всё это приводит к тому, что делать спортивные ставки становится крайне невыгодно, особенно с учётом доступности альтернативы - зарубежных онлайн-букмекеров со значительно более привлекательными условиями игры.

В Италии коэффициент выплаты дополнительно зависит от типа ставки. В случае с ординарами выплаты занижаются на 10-20%, а в случае с мультиставками выплата может снижаться на 10-30% в зависимости от количества событий.

Следует отметить, что налогообложение ставок на скачки во Франции значительно проще (ставки налога ниже и действует льгота по НДС), что дополнительно способствует переходу игроков от ставок на спорт к ставкам на ипподромах.

Обзор структуры и динамики развития рынков

Евросоюз - один из мировых экономических центров. В ЕС проживает 14% взрослого населения планеты (430 млн чел.), но при этом сообщество занимает первое место в мире по объёму ВВП, обходя США и Китай. Экономическая развитость региона в целом обуславливает и развитость рынка гемблинга. Страны Евросоюза на протяжении последних лет стабильно приносят четверть мирового дохода игорного бизнеса (86,5 млрд евро в 2014 году).

1 1

Помимо схожести масштабов рынков гемблинга, рассматриваемые страны также характеризуются сходными социально-демографическими характеристиками: в Великобритании, Италии и Франции проживает по 52-53 млн. человек взрослого населения, в Испании численность взрослого населения меньше (36,5 млн чел.), однако порядок цифр тот же. А Германия - страна с наибольшей численностью населения в Евросоюзе (72,2 млн. чел. взрослого населения).

Население пяти стран составляет около 62% от общего населения Евросоюза, а доходы от гемблинга - ¾ от общего результата ЕС в 2014 году.

Европейские лидеры по показателю GGY (gross gambling yield - валовый доход от гемблинга) - Великобритания и Италия. Каждый из этих рынков принёс в 2014 году доход по 18 млрд евро (по 20% от общего дохода игорной сферы в ЕС). Наиболее устойчивый рост при этом демонстрирует Великобритания. Доходы от гемблинга растут здесь ежегодно на 4-8%, что позволяет каждый год наращивать долю в общем доходе ЕС на 0,5-1 п.п. На втором месте по темпу прироста доходов находится Германия (1-2% ежегодного прироста, доля в общем доходе ЕС постоянная на протяжении последних 5 лет). В остальных странах доход меняется нестабильно.

102

Схожая картина наблюдается, если пересчитать годовой доход от гемблинга на одного взрослого человека. В этом случае в лидеры выходит Италия (доход - 350 евро на человека в  год), на втором месте с небольшим отрывом Великобритания (332 евро на человека в год). Примечательно, что на третьем месте с результатом 225 евро на человека в год разместилась Испания, хотя по доходу страна находится на пятом месте среди рассматриваемых.

103

Интересные тенденции наблюдаются, если взглянуть на рынки пяти стран в разрезе доходов от оффлайн- и онлайн-гемблинга. В целом по Евросоюзу доля онлайна в общей сумме доходов постоянно растёт: если в 2010 году доход в онлайне составил  11,1% доходов от гемблинга, то уже в 2014 году его доля выросла до 16,3%. При этом онлайн-доходы в Европе стабильно растут на 10% ежегодно.

Рост доли онлайна в Европе происходит в основном за счёт прироста доходов от онлайна у мирового лидера - Великобритании. В Великобритании в 2014 году гемблинговые компании заработали в онлайне 5,1 млрд евро - это больше, чем в любой другой стране мира. Доходы в онлайне в Великобритании выросли в 2014 году на 13% по сравнению с предыдущим периодом. Благодаря этому доля онлайна в доходе от гемблинга в Британии выросла уже практически до 30% - это значительно больше, чем у других стран, рассматриваемых в данной статье. Для сравнения - в Италии онлайн составляет всего 5% в общем доходе. Столь бурное развитие онлайна конкретно в Великобритании объясняется наиболее совершенным на сегодняшний день законодательным регулированием игорной сферы в мире (урегулировано даже функционирование сайтов с не британской “пропиской”), а также оптимальной системой налогообложения гемблинга и длительной историей развития игорного рынка в стране.

104

Что касается динамики изменения доли онлайна, она во всех рассматриваемых странах на протяжении последнего времени повышается. Единственное исключение - Италия, где доля онлайна в течение последних 5 лет медленно снижается.

Игорный онлайн-бизнес на каждом рынке делится на две части - оншорные и оффшорные компании. Первые зарегистрированы на рассматриваемом рынке и действуют в его правовом поле, вторые же являются иностранными компаниями и действуют на основании норм и правил, действующих в государстве регистрации. Оффшорные компании могут быть зарегистрированы как просто в другой стране (например, китайский сайт, на котором заключают пари игроки из Франции), так и в специальных экономических зонах (в игорной сфере популярные юрисдикции - Гибралтар, Мальта, остров Мэн и другие).

Соотношение между оншорными и оффшорными операторами зависит от ряда факторов, среди которых урегулированность местного онлайн-рынка, сложность системы налогообложения, привлекательность линии и коэффициентов у местных операторов по сравнению с зарубежными. Доход оффшорных операторов превысил в 2014 году доход местных операторов только в двух странах: в Великобритании и Германии.

Если в Великобритании явление объявляется комплексом причин, описанных выше, то в Германии популярность оффшоров объясняется прежде всего неурегулированностью местного онлайн-рынка. До 2012 года “местный” онлайн в Германии был нелегальным, в силу чего 100% онлайн-ставок в стране делалось через оффшоры. И только лишь в 2013 году начался процесс легализации, что позволило в 2014 году нарастить долю местных онлайн-операторов до 25% от общего дохода в онлайне.

Интересна в этом смысле ситуация в Испании и Франции: в обеих странах в 2010 году оффшорный онлайн-гемблинг доминировал в общей сумме доходов. Резкое наращивание доли местных онлайн-операторов в обеих случаях произошло в момент легализации онлайна. Во Франции онлайн был легализован в 2010 году, что сразу же привело к росту доли местных операторов до 71%. В Испании легализация прошла в 2011 году, благодаря чему соотношение доходов местных и оффшорных операторов в 2014 году сравнялось (до легализации у оффшорных операторов было подавляющее преимущество).

105

Что касается распределения доходов от гемблинга по сегментам (беттинг, гейминг, лотереи и их подсегменты), следует отметить, что в целом структура рынка Евросоюза относительно постоянна. Лотереи стабильно приносят чуть больше трети дохода от гемблинга, игровые автоматы - практически 30%. Доли беттинга и ставок в казино примерно равны (по 15% каждый). Что касается изменений в структуре доходов, наиболее заметные изменения касаются доли беттинга: в течение последних пяти лет доля беттинга выросла с 14,6% до 15,5%.

Если же рассматривать прирост доходов в денежном выражении, стабильный прирост показывают только беттинг и ставки в казино (6% и 5% в 2014 году соответственно). Прирост в остальных сегментах в 2014 году был существенно меньше, а на протяжении предыдущих периодов не наблюдалось постоянной динамики роста.

В отдельных странах в структуре сегментов есть свои особенности. Так, в Великобритании на данный момент традиционный топовый сегмент - лотереи (стабильно около 30% дохода). При этом все сегменты в Великобритании, за исключением игр Бинго,  на протяжении последних лет демонстрируют стабильный рост. Наибольшими темпами прирастает доход от ставок в казино.

Во Франции на первом месте, как и в Великобритании, лотереи (41% доходов). Примечательна также высокая доля беттинга (31,5%), что объясняется прежде всего традиционной высокой долей ставок на скачки в оффлайне на этом рынке. При этом доля игровых автоматов равна нулю в силу нелегальности данного сегмента во Франции. Что касается темпов прироста доходов, во Франции быстрее других растёт беттинг и лотереи (+2% и +3% соответственно).

106

Интересные тенденции наблюдаются в структуре рынков отдельно в оффлайне и онлайне. Основная закономерность заключается в том, что в онлайне доля беттинга в целом по Евросоюзу достигает 35% - это в три раза больше, чем в оффлайне, где доля беттинга составляет только 12%. Эта же тенденция сохраняется и в каждой отдельно взятой стране: доля беттинга в доходах от онлайна колеблется от 31% в Италии до 49% в Испании. Кроме того, темпы прироста доходов от онлайн-беттинга значительно превышают аналогичный показатель в оффлайне. В онлайне доходы от беттинга в 2014 году выросли на 13,3%, а в оффлайне - лишь на 1,8%, причём в дальнейшем прогнозируется дальнейшее замедление в оффлайне с переходом в снижение доходов в течение нескольких лет.

В заключение отметим, что среди всех рассмотренных странах единственным сегментом со стабильно большой долей стали лотереи. Объясняется это оптимальным уровнем регулирования данного сегмента на всех рынках, наличием стабильного круга потребителей, играющих в лотереи. “Дополнительные баллы” лотереи зарабатывают на собственной высокой репутации за счёт того, что в большинстве случаев значительная доля призового фонда отчисляется в пользу государственных бюджетов. А уже затем лотерейные доходы часто показательно направляются на благотворительность либо на дорогостоящие инфраструктурные проекты. Такая практика распределения доходов от лотерей существует уже около 400 лет: например, преимущественно за счёт лотерей в Лондоне в XVIII веке построены Вестминстерский мост и здание Британского музея.

Остальные сегменты (беттинг, казино, игровые автоматы, бинго и пр.) не характеризуются подобной стабильностью. Основная причина - в сложностях регулирования отдельных сегментов во всех рассмотренных странах, за исключением Великобритани. На наш взгляд, данные проблемы обусловлены прежде всего тем, что полноценное регулирование внедрено в этих странах не более 5 лет назад и требует доработки. Во Франции отдельные нормы налогообложения букмекеров неоправданно сложны и, как в случае со спортивным беттингом, искусственно занижают привлекательность целых сегментов. В Германии сложности связаны с отсутствием внятного общенационального гемблингового законодательства: отдельные попытки местных властей урегулировать игорную сферу закончились их блокированием со стороны федерального правительства, которое, вместе с тем, не предложило разумную альтернативу.

В целом же потенциал роста игорного рынка в европейских странах остаётся высоким. Рынок может расти быстрее уже в ближайшем будущем при условии дальнейшего усовершенствования регулирования и формирования таких налоговых систем, которых сделают игорную сферу привлекательной как для бизнеса, так и для игроков.

С уважением к букмекерскому бизнесу, Rub90

Комментарии

Нет комментариев.

Оставить комментарий Оставьте Ваше мнение относительно изученных данных.

You cannot post comments until you have logged in,and that you have an appropriate permission level. Login Here.