
Ознакомившись с предложенной информацией, вы получите более целостное представление о букмекерской деятельности в России и юридических аспектах её ведения.
Букмекерская деятельность в Российской Федерации регламентируется следующими законодательными и подзаконными актами:
1) федеральным законом РФ от 20 декабря 2006 г. № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
2) федеральным законом РФ от 13 июня 2011 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»
3) постановлением правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»
4) постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. № 21 «О дополнительных требованиях к букмекерским конторам, тотализаторам, их пунктам приема ставок».
5) другими законодательными и подзаконными актами (к примеру, статья 27 федерального закона от 13 марта 2006 № 38 «О рекламе», Постановление от 4 февраля 2013 г. № 75 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр» и так далее)
В соответствии с ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» букмекерская деятельность может осуществляться и вне игорных зон, в отличие от других азартных игр, но при этом является лицензируемым видом деятельности. Кроме того в этом законе даны определения важнейших букмекерских терминов, прописаны финансовые требования для получения лицензии, организационные и прочие требования к пунктам приема ставок и так далее. Постановлением ««О лицензировании деятельности…» регулируются все аспекты предоставления лицензий для букмекерского бизнеса. Другими законодательными и подзаконными актами регулируются требования к букмекерским конторам, вопросы о государственном надзоре, требования к рекламе БК, вносятся изменения в уже действующие акты и так далее. Но это лишь статичная картина, а куда интереснее ознакомиться с важнейшими юридическими этапами букмекерского бизнеса России в динамике…
Несмотря на относительно непродолжительный период существования букмекерского рынка в России, «правила игры», менялись достаточно часто и каждый из вышеприведенных законодательных актов вносил в букмекерство определенные коррективы, заставляя участников рынка подстраиваться под новые реалии.
С момента распада СССР и до конца 2006 года в России букмекерство процветало, но главным образом по причине слабой правовой урегулированности. Главный пик такого расцвета пришелся на начало «нулевых» годов. В это время лицензии на занятие букмекерской деятельностью выдавались очень активно и практически беспрепятственно, что порой порождало ситуации с откровенными мошенническими схемами, когда новообразованная контора вечером принимала ставки у игроков, а уже на следующий день исчезала… В это время столь же активно развивался и игорный бизнес, но в конце 2006 года был принят закон, который отправил игорные учреждения в игорные зоны (или подполье) после завершения срока действия лицензий – 30 июня 2009 года, а букмекеров пусть никуда и не отправлял, но обязал получить новые лицензии у Федеральной Налоговой службы (ФНС).
Многие из тех, кто имел лицензии на занятие букмекерским бизнесом, в 2009 году пролонгацию не получили и собственно тогда же букмекерский рынок России перешел в новую стадию своего развития. Те 11 компаний, которые получили новые лицензии, начали перестраивать букмекерский рынок, параллельно испытывая сложности из-за некоторых законодательных неопределенностей, в том числе и налоговых. В первой версии законе «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» говорилось, что с кассы букмекерской компании необходимо выплачивать налог в размере 125 тысяч рублей, а вот определения «кассы» не было. По мнению букмекеров - это касса, которая находится в центральном офисе, так как отдельный пункт приема ставок (ППС) в регионах за месяц приносит около 80-120 тысяч рублей дохода, а в Налоговой службе предпочитали настаивать на том, что это любая касса в пункте приема ставок, тем самым ставя под сомнение рентабельность деятельности… Безусловно, такая неопределенность негативным образом сказывалась на привлекательности и темпах развития букмекерского рынка в России.
В 2010 году порядок предоставления лицензий стал существенно сложнее, главным образом, в силу увеличения финансовых требований. Так, величина необходимых чистых активов компании для получения букмекерской лицензии возросла с 0,1 до 1 миллиарда рублей, кроме того добавилось требование к величине уставного капитала в размере 100 миллионов рублей и наличию обязательной банковской гарантии в размере 500 миллионов рублей. В тоже время вопрос с налогообложением БК оставался нерешенным, что порождало многочисленные судебные процессы и объясняло неуверенные темпы роста численности выданных лицензий и открытых ППС в стране…
И только 13 июня 2011 года был принят Федеральный закон №133 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», который, по мнению участников рынка и инициатора поправок – Александра Починка, должен был позволить нормально развиваться букмекерству в России.
Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, дали определения терминам «процессинговый центр» и «пункт приема ставок», и в результате скорректировали налоговое законодательство. Так, начиная с 2012 года налоги стали взимать и с пунктов приема ставок (5-7 тысяч рублей в месяц) и центрального офиса букмекерской компании (25-125 тысяч рублей в месяц).
Последние изменения в лицензировании деятельности букмекерских контор также вступили в силу 1 января 2012 года. Так, 26 декабря 2011 года было принято постановление правительства ««О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах». В соответствии с прилагающимся Положением для получения лицензии, кроме соответствия финансовым и прочим законодательным требованиям, соискатель должен предоставить органу лицензирования (им выступает ФНС) такие документы:
- заявление на получение лицензии;
- копии учредительных документов юридического лица, которые засвидетельствованы в нотариальном порядке;
- документ, который содержит информацию о работниках лицензиата (ФИО и даты рождения) с приложением копий паспортов и трудовых книжек работников.
- расчет стоимости чистых активов, который осуществляется в порядке, установленном Минфином РФ.
- копии документов, которые подтверждают наличие оборудования, строений и зданий, позволяющих принимать ставки, вести учет, выплачивать выигрыши и осуществлять букмекерскую деятельность.
- планы помещений букмекерского заведения по всем адресам мест осуществления деятельности с указанием зон обслуживания игроков и расположения процессингового центра и кассы БК.
- копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя букмекерской лицензии сотрудников, которые обеспечат безопасность участников игр, работников организатора БК, иных посетителей во время их нахождения в букмекерском учреждении или же копию договора о предоставлении охранных услуг.
- информацию о величине и источниках происхождения денежных средств, которые вносятся в оплату уставного капитала в соответствии с правилами подтверждения источников происхождения денежных средств, которые вносятся в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N 567.
Представление соискателями лицензии всех документов, необходимых для её получения, их прием ФНС, принятие решения о предоставлении или отказе предоставления лицензии, переоформлении, выдаче дубликата, копий лицензии и прочих процедур осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Для тех участников рынка, которые не могут удовлетворить лицензионные требования, предлагается другой вариант для начала букмекерской деятельности – внесение ППС в уже действующую букмекерскую лицензию. Срок внесения пункта приема ставок, как правило, не превышает 43 рабочих дня, тем не менее, окончательные сроки получения разрешения могут быть и больше.
26 января 2012 года в силу вступили новые дополнительные требования к букмекерским конторам и ППС, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 21 «О дополнительных требованиях к букмекерским конторам, тотализаторам, их пунктам приема ставок». Данным постановлением регламентируется необходимость размещения информации об адресе, наименовании и графике работы ППС или букмекерской конторы непосредственно при входе в помещение. Также каждому посетителю ППС должны быть доступны правила, по которым принимаются ставки и выплачиваются выигрыши.
С учетом новых требований, процессинговые центры ППС и букмекерских контор в обязательном порядке должны оснащаться техсредствами для взаимного обмена данными о принятых и выигрышных ставках. Кроме того в документе сделан акцент на том, что азартные игры не могут проводиться в том случае, если участники игр, организаторы или работники БК могут оказывать влияние на их исход.
Из самых новых законотворческих инициатив, имеющих непосредственное отношение к букмекерскому бизнесу, следует выделить Постановление от 4 февраля 2013 г. № 75 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр». В соответствии с данным подзаконным актом установлен порядок осуществления госнадзора за букмекерским бизнесом, определен главный орган этого надзора – ФНС, основные процессы и предметы проверок. Таким образом, за ФНС закреплен полный «цикл» контроля букмекерского бизнеса, начиная от выдачи лицензий и заканчивая государственным надзором.
На текущий момент, это все самые важные юридические аспекты букмекерского бизнеса. Мы продолжаем держать руку на пульсе важнейших юридических изменений и корректировок, связанных с букмекерством, и обязательно сообщим всю новую информацию Вам.
С уважением к букмекерскому бизнесу, Rub90