Добавлено 27 July 2015

Российская Федерация

1. 21 июля 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект Федерального закона о внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в части совершенствования законодательного регулирования в отношении рекламы азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах) http://regulation.gov.ru/projects#npa=37444

В пояснительной записке отмечено, что Законопроект, направлен:

- на либерализацию рекламного рынка, включая частичное снятие ограничений на размещение рекламы азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая сетевые издания, в период до окончания проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России, а в случае, если указанное частичное снятие ограничений будет иметь положительный эффект, то увеличение указанного периода или полное снятие временных ограничений;

- на создание дополнительной статьи поступления денежных средств в федеральный бюджет;

- на поддержку спортивных клубов и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации;

- на поддержание и дальнейшее развитие российской медиа индустрии, не увеличивая нагрузку на федеральный и региональные бюджеты, недопущение снижения числа российских СМИ и, как следствие,  увеличения смещения центра влияния на информационное поле России в сторону иностранных источников информации.

В статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» предложено внести следующие изменения:

1) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31. Требования частей 1, 2 и 3 настоящей статьи не применяются к рекламе азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, включая рекламу организатора таких азартных игр, рекламу услуг, сопутствующих азартным играм, организуемым в букмекерских конторах и тотализаторах, рекламу букмекерских контор и тотализаторов, рекламу мест осуществления деятельности по оказанию услуг, сопутствующих азартным играм, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, рекламу центров учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов и рекламу деятельности, связанной с приемом интерактивных ставок»;

2) дополнить частью 6 следующего содержания:

«6. Реклама, указанная в части 3.1 настоящей статьи, не должна:

1) обращаться к несовершеннолетним;

2) создавать впечатление, что участие в заключаемых (организуемых) букмекерскими конторами, тотализаторами, основанными на риске игр, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию;

3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;

4) содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;

5) содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;

6) осуждать неучастие в основанных на риске игр, пари;

7) создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано;

3) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. Реклама, указанная в части 3.1 настоящей статьи, допускается только:

1) в теле- и радиопрограммах, без ограничения по времени;

2) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях;

3) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

4) в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

5) в периодических печатных изданиях, не зависимо от тематики и специализации».

Напоминаем, что действующая редакция Федерального закона «О рекламе» содержит ряд ограничений, которые представляются необоснованными и оказывают сдерживающее влияние на развитие российской медиа индустрии, а также индустрии азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, что противоречит одной из основных целей данного Закона о рекламе – развития рынков услуг. 

2.  24 июля 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект поправок к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О лотереях» и статье 8 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» http://regulation.gov.ru/projects#npa=38149

Период публичного обсуждения: 24.07.2015 – 06.08.2015 г. 

В поправках предлагаются как изменения формулировок, так и дополнения ряда статей отдельными положениями, а именно:

Ст. 2 ФЗ «О лотереях» дополнить пунктами 22 и 23 следующего содержания:        

«22) лотерейный аппарат по распространению лотерейных билетов – техническое устройство, предназначенное для распространения среди участников лотереи лотерейных билетов в лотерейных магазинах и используемое при проведении бестиражных лотерей;

23) лотерейный магазин - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется распространение лотерейных билетов с использованием лотерейных аппаратов по распространению лотерейных билетов и прием лотерейных ставок с использованием лотерейных терминалов и оказываются сопутствующие услуги (услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий)».

Пункт 1 статьи 10 (Обязательные нормативы лотереи) дополнить подпунктом 21 следующего содержания:

«21) размер целевых отчислений от бестиражной лотереи, проводимой с использованием лотерейных аппаратов по распространению лотерейных билетов, предусмотренный условиями лотереи, составляет не менее чем 10 процентов от выручки от проведения лотереи».

Статью 12 (Требования, предъявляемые к лотерейным билетам, электронным лотерейным билетам, информации о проведении лотерей) дополнить частью 7 следующего содержания:

«7. При проведении бестиражных лотерей не допускается использование лотерейных билетов с нанесенной на них кодированной информацией о наличии или отсутствии выигрыша».

Статья 12.1 (Требования к лотерейному оборудованию, лотерейным терминалам,  лотерейным аппаратам по распространению лотерейных билетов и центру обработки лотерейной информации) дополнить частями 11.1-11.3 следующего содержания:

«11.1. Лотерейные терминалы в своем составе должны иметь фискальную память - комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета принятых лотерейных ставок.

11.2. Лотерейные терминалы должны эксплуатироваться в фискальном режиме - режиме функционирования, обеспечивающем регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.

11.3. Лотерейный терминал должен обеспечивать передачу в фискальном режиме в центр обработки лотерейной информации фискальные данные - фиксируемая в фискальной памяти информация о принятых лотерейных ставках».

Дополнить статьей 12.3 следующего содержания:

«Статья 12.3 . Требования к лотерейным магазинам

1. Лотерейный магазин должен быть разделен на зону обслуживания участников лотерей и служебную зону лотерейного магазина.

2. При входе в лотерейный магазин оператором лотереи (распространителем) размещается и по первому требованию посетителя лотерейного магазина предоставляется информацию о фирменном наименовании оператора лотереи (распространителя), об адресе и о часах работы лотерейного магазина.

3. В доступном для посетителей лотерейного магазина месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, копия распоряжения Правительства Российской Федерации о проведении лотереи, утвержденные организатором лотереи условия лотереи, установленные оператором лотереи (распространителем) правила посещения лотерейного магазина, правила выдачи лотерейных билетов, приема лотерейных ставок, выплаты, передачи или предоставления выигрышей участникам лотереи.

4. Используемые в лотерейном магазине лотерейные аппараты по распространению лотерейных билетов и лотерейные терминалы должны находиться в собственности оператора лотереи (распространителя).

5. В служебной зоне лотерейного магазина должны находиться помещение для отдыха работников лотерейного магазина, специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств.

6. Работниками лотерейного магазина не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

7. В лотерейном магазине должна быть обеспечена личная безопасность участников лотерей, иных посетителей лотерейного магазина, работников лотерейного магазина во время их нахождения в лотерейном магазине».

Статью 131 дополнить частями 4 - 6 следующего содержания:

«4. Оператором лотереи может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.

Отдельные изменения предлагают внести в Статью 14.27 (Нарушение законодательства о лотереях) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности, дополнить ее частями 5 и 6 следующего содержания: 

«5. Нарушение требований и ограничений к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, размещения лотерейных терминалов – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пять тысяч рублей; на должностных лиц – пятьдесят тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

6. Реализация лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток».

Украина

1. 24 июля 2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона №2441а "О государственном контроле и правовых основах деятельности по организации и проведению азартных игр" http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56185

Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Романюк В.Н. и Кривошея Г.Г. 

На момент публикации мониторинга, текст указанного законопроекта на официальном сайте Верховной Рады Украины отсутствовал. 

2. 24 июля 2015 года в Верховной Раде Украины зарегистрирован проект Закона № 2307а-1 о внесении изменений в Закон Украины «О государственных лотереях в Украине» (относительно установления государственной монополии на осуществления лотерейной деятельности) http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=56186

Инициатором законопроекта выступил народный депутат Головко М.И. 

На момент публикации мониторинга, текст указанного законопроекта на официальном сайте Верховной Рады Украины отсутствовал.