B Добавлено 23 December 2015

Насыщенный значительными законодательными изменениями для букмекерского бизнеса 2014 год сменился  относительно спокойным 2015.

Действительно, если подсчитать количество принятых и вступивших в силу нормативных актов, вносящих изменения в работу букмекеров, мы сможем остановиться лишь на Постановлении Правительства Российской Федерации от 08.05.2015 № 452 «О дополнительных требованиях к организаторам азартных игр»: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201505140004

В документе можно выделить следующие моменты.

1. Общие требования:

- использовать не более одного доменного имени, зарегистрированного на имя организатора азартных игр или в отношении которого организатору азартных игр переданы права администрирования;

- прием интерактивных ставок и выплата выигрышей осуществляются через банковский счет в центре учета переводов интерактивных ставок;

- информация о принятых ставках должна храниться на территории РФ; 

- использовать технических средств (программно-технические средства и средства защиты информации) при учете ставок и интерактивных ставок, расчете сумм подлежащих выплате выигрышей и представлении информации о рассчитанных выигрышах.

2. Требования, связанные с размещением на сайте отдельных сведений:

- информации о фирменном наименовании, товарном знаке и (или) коммерческом обозначении, под которыми организатор азартных игр осуществляет свою деятельность;

- текста федерального закона № 244-ФЗ или ссылки на него;

- правил азартных игр, приема ставок и выплаты выигрышей;

- копии лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, а также копию приложения к этой лицензии; 

- копии решения о приеме в члены СРО либо копии иного документа, подтверждающего соответствующее членство.

Далее рассмотрим проекты нормативных актов, которых к обсуждению на федеральном портале проектов законов было предложено действительно много, однако, на текущий момент все они так и остались на стадии проекта.

Предлагаем к обзору лишь те, которые, на наш взгляд, могут стать наиболее интересными и значимыми для букмекерской отрасли.

1. Рекламное законодательство

Вопрос либерализации рекламы, без преувеличения, был и остается для букмекеров одним из важнейших. Законодательство до сих пор остается достаточно консервативным, предусматривая серьезные ограничения по времени, месту и формату подачи рекламы азартных игр.

В июле 2015 года на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (в части совершенствования законодательного регулирования в отношении рекламы азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах)»:

http://regulation.gov.ru/projects#npa=37444

Если говорить в общем, речь в проекте идет о либерализации рекламного законодательства. Правда, не для всех. И лишь на определенный период. Предлагается частичное снятие ограничений на размещение рекламы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе, в сети Интернет и сетевых изданиях. Но в проекте содержится и оговорка: ограничения снимаются на период до окончания проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. 

Основные положения законопроекта:

1. Разрешается реклама азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах. Кроме того, под разрешение попадает реклама:

- организатора азартных игр;

- услуг, сопутствующих азартным играм, организуемым в букмекерских конторах и тотализаторах;

- букмекерских контор и тотализаторов;

- мест осуществления деятельности по оказанию услуг, сопутствующих азартным играм, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах;

- центров учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов;

- деятельности, связанной с приемом интерактивных ставок.

 2. Реклама допускается:

- в теле- и радиопрограммах, без ограничения по времени;

- в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях;

- в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

- в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других подобных объектов);

- в периодических печатных изданиях, независимо от тематики и специализации.

В то же время в проекте сохранились положения, запрещающие:

  1. обращаться к несовершеннолетним;
  2. создавать впечатление, что участие в заключаемых (организуемых) букмекерскими конторами, тотализаторами, основанными на риске игр, пари является способом заработка или получения иного дохода либо способом получения средств к существованию;
  3. формулировать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска;
  4. публиковать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили;
  5. утверждения о том, что участие в основанных на риске пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха;
  6. осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари;
  7. создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано.

Также отдельные вопросы рекламы затронуты в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанном Министерством спорта Российской Федерации:

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41223

- устанавливается возможность размещения и распространения рекламы основанных на риске игр, пари, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (в том числе, спортивных матчей, игр, боев, гонок), за исключением детско-юношеских спортивных соревнований, а также на телеканалах, радиоканалах, в печатных средствах массовой информации специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера.

2. Законодательство в сфере спорта высших достижений

В августе Министерство спорта Российской Федерации представило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта»:

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=39159

Согласно первоначальной версии проекта, Правительство Российской Федерации наделялось полномочиями устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование в деятельности тотализаторов и букмекерских контор наименований физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий в случаях, если использование таких наименований осуществляется без согласия организаторов указанных мероприятий.

Представленный законопроект вызвал негативные отзывы в экспертных кругах и по итогам публичных обсуждений в него внесли изменения. Из проекта  была исключена норма, выделяющая букмекерские конторы и тотализаторы как специальных субъектов информационных отношений в сфере профессионального спорта. 

Также исключили положения, наделяющие Правительство Российской Федерации полномочиями устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование в деятельности тотализаторов и букмекерских контор наименований физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.

Но, как оказалось,  в этом вопросе точка поставлена не была, подтверждением чего стал проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: 

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=41223

Предложенные изменения разработчик (которым опять выступает Министерство спорта Российской Федерации) обосновывает необходимостью формирования эффективного механизма увеличения доходов субъектов спорта от деятельности букмекерских контор и тотализаторов, проведения всероссийских государственных лотерей, а также от продажи прав на трансляцию спортивных мероприятий. 

Из главного:

- Правительство Российской Федерации наделяется правом по установлению ставок вознаграждения, порядка сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование в деятельности тотализаторов и букмекерских контор наименований физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий в случаях, если использование таких наименований осуществляется без согласия организаторов указанных мероприятий;

- во время прямого эфира трансляции физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий организаторам таких мероприятий принадлежат исключительные права на их освещение средствами массовой информации посредством сообщения любой информации о ходе такого мероприятия, в том числе в виде комментирования матча или описания действий участников данных мероприятий.

3. Законодательство в банковской сфере

После внесения поправок в Федеральный закон № 244-ФЗ в июле 2014 года активно заговорили о легализации онлайн-оперирования для букмекеров. А предпосылкой к таким обсуждениям послужило внесение в закон такого понятия, как «интерактивная ставка», которую часто отождествляют с понятием «онлайн ставка».

Но  долгожданной легализации онлайна в России не случилось, а, значит, букмекеры, ведущие свою деятельность через Интернет, продолжают оставаться вне игры.

Более того, в октябре появился законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О лотереях»»:

http://regulation.gov.ru/projects#npa=40551

Изменения связаны с запретом перевода денежных средств физическими лицами (в качестве оплаты за участие в азартных играх и лотереях), находящимися на территории Российской Федерации, организаторам азартных игр и лотерей (в том числе – расположенным в иностранных юрисдикциях), которые осуществляют свою деятельность без лицензии.

Краткое содержание проекта:

Кредитные организации обязаны отказывать в проведении операций по переводу денежных средств от физических и юридических лиц в пользу: 

- юридических лиц, которые не внесены в реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

- юридических или физических лиц, которые внесены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых есть сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр без лицензии.

4. Ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр

Изменения в законодательстве, связанные с усиление ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, случившиеся в конце 2014 года (и вызвавшие резонанс), компенсировались относительно спокойным в этом вопросе 2015 годом. Даже с учетом того, что инициативы, связанные с усилением уголовной и административной ответственности, все же, имеются.

Речь идет о двух законопроектах, инициированных Министерством юстиции в ноябре текущего года.

Первый – проект закона «О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»:

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=42031 

Второй – проект закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)»:

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=42030

Статья 171.2   Уголовного кодекса Российской Федерации

В предложенной редакции статьи предусматривается ответственность за систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.

Кроме того, предлагается установить следующие нижние пределы основного наказания в виде штрафа (в нынешней редакции Уголовного кодекса РФ нижние пределы наказания отсутствуют):

Незаконная организация и проведение азартных игр –

от 300 000 до 500 000 рублей.

Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, –

от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 171.2, если они совершены организованной группой, сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере или совершены лицом с использованием своего служебного положения, –

от 1 000 000 до 1 500 000 рублей.

Статья 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Диспозицию части 1 статьи 14.1.1 предлагается расширить, установив административную ответственность юридических лиц за систематическое предоставление (более двух раз) помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.

Вместе с тем ответственность за административные правонарушения предлагается усилить, изменив нижний предел штрафа.

Так, за деятельность без соответствующей лицензии сумма административного штрафа будет составлять

от 800 000 до1 000 000 рублей (в действующей редакции нижний предел штрафа – 700 000 рублей).

Подводя итог, хочется отметить, что все рассмотренные проекты объединены не только общностью сферы регулирования, а также тем, что ни один из них на момент публикации итоговой статьи не был внесен в Государственную Думу Российской Федерации. Хорошо это или плохо – ответить однозначно нельзя, поскольку не все проекты удобны для участников рынка. Единственное, что можно сказать наверняка – это то, что букмекеры продолжают пребывать в состоянии ожидания и некоторой неопределенности.

 

Статья подготовлена юридическим департаментом Rub90

 

Комментарии

Нет комментариев.

Оставить комментарий Оставьте Ваше мнение относительно изученных данных.

You cannot post comments until you have logged in,and that you have an appropriate permission level. Login Here.