С первой частью мониторинга, посвященного законодательными инициативам, которые были приняты в 2018 году, можно ознакомиться здесь.
Часть 2
Ответственность БК и тотализаторов за “бездействие”
Особое внимание в 2018 году законодатель уделил разработке норм, позволяющих установить неблагоприятные последствия для организаторов азартных игр, которые не осуществляют деятельность предусмотренную лицензией.
Правительством РФ был подготовлен и внесен 03 июля 2018 года в Государственную Думу проект федерального закона № 501874-7 «О внесении изменений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает обязанность ФНС обращаться в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление деятельности в букмекерских конторах и тотализаторах если фактическая деятельность по организации азартных игр не осуществляется лицензиатом в течение квартала в календарном году.
Данный проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению в Государственной Думе во втором чтении.
Источник: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/501874-7
Ответственность БК в сфере целевых отчислений
Среди законопроектов, которые устанавливают новые правила в отношении ответственности для игроков букмекерского рынка, стоит отметить проект федерального закона, зарегистрированный в Госдуме 23 марта 2018 года, № 423673-7, “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушения в области организации и проведения азартных игр за неуплату или неполную уплату целевых отчислений от азартных игр”. 19 октября 2018 года указанный проект был представлен в новой редакции на сайте Госдумы.
Законопроектом предложено установить следующие санкции за неуплату или уплату не в полном объеме в установленный срок сумм целевых отчислений от азартных игр в размере, предусмотренном законодательством РФ:
- для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 70 000 рублей;
- для юридических лиц – штраф в размере от 5% до 10% выручки БК за часть календарного года, предшествующую дате выявления административного правонарушения, но не менее 30 000 000 рублей.
Выручка от организации и проведения азартных игр в букмекерской конторе определяется как разница между суммой сделанных ставок и выплаченных выигрышей на спортивные мероприятия, организованные общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, в отношении которых организатор азартных игр в букмекерской конторе принимает ставки (ч. 7. ст. 14.1.1.-1 КоАП РФ).
За осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление такой деятельности в игорной зоне, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи (неуплата или уплата не в полном объеме в установленный срок организатором азартной игры в букмекерской конторе сумм целевых отчислений от азартных игр в размере, предусмотренном законодательством РФ) законопроектом предложено установить административную ответственность в виде штрафа.
Проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении.
Источник: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/423673-7
Упрощенная идентификация участников азартных игр
С 2014 года одной из самых актуальных проблем российского букмекерского рынка является сложная двухэтапная процедура идентификации игроков перед приемом ставок в сети “Интернет” (сначала в букмекерской конторе, потом в ЦУПИС).
С целью устранения дублирующей идентификации и обеспечения удобства доступа участников азартных игр к легальному сегменту интерактивных ставок 23 марта 2018 года в Госдуме был зарегистрирован проект федерального закона № 423799-7 «О внесении изменений в федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части уточнения вопросов, связанных с проведением идентификации участников азартных игр) и иные законодательные акты Российской Федерации».
Проектом федерального закона предусматривается возможность проведения ЦУПИС упрощенной идентификации участников азартных игр, а также предусмотрено право организатора азартных игр на основании договора поручать проведение идентификации или упрощенной идентификации в ЦУПИС.
Законопроектом также предусмотрено добавление услуг банковского платежного агента ЦУПИС в состав разрешенного вида сопутствующей деятельности в игорном заведении. Это обусловлено необходимостью предоставления возможности проведения организатором азартных игр, выступающим в роли банковского платежного агента ЦУПИС, идентификации участников азартных игр на территории игорного заведения в целях дальнейшего приема интерактивных ставок.
Проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Источник: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/423799-7
20 августа 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которым Министерство финансов РФ предложило не проводить идентификацию игроков, если выигрыш в лотерею составил менее 15 000 руб., а также при приеме денежных средств в виде платы за участие в лотерее, независимо от суммы такой операции.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=76953
Изменение лицензионных условий
06 ноября 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».
Проектом устанавливается, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, расположенных вне игорных зон, может осуществляться только на территориях субъектов Российской Федерации, где она не запрещена соответствующими законами субъектов РФ в соответствии с ч. 7, 8 ст. 16 244-ФЗ. Также предусмотрена обязанность организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в течение месяца переоформить лицензию в случае наличия в ней адресов мест осуществления деятельности, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в которых деятельность по организации и проведению азартных игр запрещена в соответствии с 244 – ФЗ.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=83286
06 октября 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым предложено исключить из “Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах” от 26.12.2011 № 1130 обязанность соблюдения организатором азартных игр установленных Правительством Российской Федерации правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, так как обязанность соблюдения таких правил распространяется на всех юридических лиц (за исключением Банка России и кредитных организаций).
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=83971
Ограничение событий для заключения пари
03 июля 2018 года на сайте Госдумы был размещен текст проекта федерального закона № 501874-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным законопроектом предлагается внести ряд изменений в федеральный закон № 244-ФЗ, которые ограничат возможность БК принимать ставки на события, которые не свойственны “классическому” букмекерству.
К таким событиям отнесены:
- повышение цен на товары;
- финансовые инструменты;
- курсы валют;
- величины процентных ставок;
- уровень инфляции;
- показатели официальной статистической информации;
- физические, биологические и химические показатели состояния окружающей среды;
- значения, рассчитанные на основании совокупности таких показателей.
Указанный проект закона призван ограничить возможность БК предоставлять своим клиентам возможность заключить пари в так называемых “быстрых играх”.
Данный проект федерального закона находится на стадии подготовки к рассмотрению в Государственной Думе во втором чтении.
Источник: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/501874-7
08 февраля 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен подготовленный Минфином РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект предусматривает, что событиями, на исход которых в букмекерских конторах и тотализаторах могут заключаться пари, являются:
- спортивные соревнования;
- испытания лошадей на ипподромах;
- зрелищно-развлекательные мероприятия, транслируемые в прямом эфире телеканалами, действующими на основании лицензий на вещание, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением стимулирующих мероприятий, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг);
- итоги голосования, результаты выборов, референдума в период соответствующих избирательных кампаний, а также результаты и события, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом (за исключением итогов голосования, результатов выборов, референдума в период соответствующих избирательных кампаний и кампании референдума, проводимых в Российской Федерации, либо результатов и событий, которые иным образом связаны с такими выборами, референдумом).
При этом требования к независимости букмекерских событий от действий организатора данных видов азартных игр, его работников и участников азартных игр, действий связанных с организацией и проведением иных азартных игр и лотерей, в проекте сохранены.
Также законопроектом уточняются требования к банковской гарантии, в соответствии с которыми указанная гарантия выдается банком, включенным в предусмотренный ст. 74-1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=78168
Борьба с игровой зависимостью
26 ноября 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно которому игроки смогут обращаться к организаторам азартных игр с требованием запретить им участие либо ограничить максимальную сумму ставки.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=85459
Лотереи
Подготовленные Минфином РФ законодательные инициативы коснулись и лотерей. Так, 10 апреля 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лотереях», которым предлагается:
- исключить нормы, допускающие проведение бестиражных лотерей с использованием электронных лотерейных билетов;
- расширить установленный в ст. 2 ФЗ «О лотереях» перечень основных понятий понятием «лотерейный аппарат», а также установить требования к такому устройству;
- ввести запрет на распространение (реализацию) бестиражных лотерей с использованием сети “Интернет”, а также с использованием технических устройств, за исключением лотерейных аппаратов;
- установить требование, согласно которому лотерейные терминалы и лотерейные аппараты должны находиться во владении оператора лотереи или распространителя.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=45059
15 августа 2018 года на федеральном портале проектов нормативных актов был размещен проект федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О лотереях»», которым предложено установить новый норматив расчета целевых отчислений от проведения лотерей в размере 10 процентов от выручки от проведения лотереи, а также конкретизируются требования к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов.
Источник: http://regulation.gov.ru/projects#npa=82167
Статья подготовлена юридическим департаментом First Gaming (Rub90)