Добавлено 6 January 2015
За 2013-2014 год в регулировании букмекерского бизнеса России произошли кардинальные изменения. Большинство из них затронули непосредственно внутреннюю организацию бизнеса, однако некоторые напрямую повлияли на рядовых пользователей – игроков.
Изменилось само понятие букмекерского бизнеса, процесс приема ставок, особенности правового регулирования отрасли и налогообложения. Существенные изменения были внесены законами № 198-ФЗ (23.07.13) и № 222-ФЗ (22.07.14). Некоторые вопросы до сих пор остались в подвешенном состоянии.
Постановление Правительства РФ от 26.01.2012 № 21 "О дополнительных требованиях к букмекерским конторам, тотализаторам, их пунктам приема ставок" с 31 октября 2014 года утратило свою силу.
Особенности регулирования букмекерского бизнеса с учетом всех изменений
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими букмекерскую отрасль, на начало 2015 года остались:
- Федеральный закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах».
Так же частично сферу букмекерской деятельности затрагивают следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N 75 . Москва «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр»;
- Федеральный закон от 22.12.2014 № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 171-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи14.1-1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».
В результате изменений организация азартных игр (в том числе букмекерство) в России была отнесена к сфере услуг. Кроме того был расширен перечень обязанностей букмекеров:
Идентификация игрока. Прием ставок на официальные спортивные соревнования и выплата соответствующих выигрышей только при предъявлении участником азартной игры документа, удостоверяющего его личность;
Учет игроков и их ставок. В букмекерских конторах и тотализаторах ведется учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки на официальные спортивные соревнования. Данные представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, при осуществлении им этого надзора;
Взимание налогов с выигрыша игрока. При выплате выигрыша, букмекер удерживает налог с учетом суммы выигрышей за вычетом сумм ставок, служащих условием участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе.
Помощь в борьбе с договорными матчами. Информирование общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду спорта и уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в области организации и проведения азартных игр, о выигрышных ставках на официальные спортивные соревнования, завершившиеся с наименее вероятным результатом или исходом, не позднее тридцати дней со дня проведения соответствующего официального спортивного соревнования.
Букмекерская лицензия
Чтобы получить букмекерскую лицензию, соискателю необходимо выполнить следующие требования:
- Уставный фонд – не менее 100 миллионов рублей;
- Банковская гарантия – 500 миллионов рублей;
- Размер активов – 1 миллиард рублей.
Далее соискатель лицензии направляет или представляет в Федеральную налоговую службу заявление, составленное согласно требованиям Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
При оформлении лицензии на букмекерскую деятельность обязательно указывается соответствующий вид услуги: «по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше и (или) по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры».
СРО букмекеров и интерактивные ставки
С августа 2014 года для всех обладателей букмекерской лицензии обязательно участие в саморегулируемой организации букмекеров (далее – СРО), соответствующей всем требованиям законодательства и зарегистрированной в ФНС. При этом минимальный членский взнос при вступлении в СРО для каждого букмекера составляет 30 миллионов рублей.
СРО устанавливает стандарты и правила осуществления деятельности организаторов азартных игр для своих членов и предпринимает дисциплинарные меры воздействия на членов СРО, которые эти правила нарушают.
Букмекеры имеют право сменить саморегулируемую организацию по собственному желанию, при этом их взнос переносится из одной организации в другую.
Букмекеры могут принимать ставки двумя способами:
- Наличными средствами непосредственно от игрока;
- Через центр учета переводов интерактивных ставок.
Центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов – это кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, которая учреждена СРО и осуществляет свою деятельность согласно Федеральному закону № 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Подробнее об интерактивных ставках и центре их учета читайте в статье «СРО и ставки онлайн – краткое руководство букмекера».
Налоги
Налог на игорный бизнес в России является региональным и определяется конкретным субъектом РФ. Таким образом, ставки налога могут отличаться в зависимости от региона:
- Процессинговый центр тотализатора – от 25 000 до 125 000 рублей;
- Процессинговый центр букмекерской конторы – от 25 000 до 125 000 рублей;
- Один пункт приема ставок тотализатора – от 5 000 до 7 000 рублей;
- Один пункт приема ставок букмекерской конторы – от 5 000 до 7 000 рублей.
Ответственность за незаконную организацию игорного бизнеса
Уголовная ответственность (ст. 171-2 Уголовного кодекса РФ)
За незаконную организацию и (или) проведение азартных игр вводятся следующие меры наказания:
- Штраф в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
- Обязательные общественные работы на срок от 180 до 240 часов;
- Ограничение свободы на срок до 4 лет;
- Лишение свободы на срок до двух лет.
Те же действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору или сопряженные с извлечением дохода в крупном размере, предусматривают:
- Штраф в размере до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
- Лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй ст. 171-2 Уголовного кодекса РФ, если они, совершены организованной группой или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере или совершены лицом с использованием своего служебного положения, предусматривают:
- Штраф в размере до 1 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
- Лишение свободы на срок до 6 лет с возможным штрафом в размере до 1 000 000 рублей, или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 5 лет и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.
Административная ответственность (ст. 14-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
С юридических лиц взимается штраф в размере от 700 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией игрового оборудования.
Работа без лицензии влечет наложение административного штрафа с конфискацией игрового оборудования:
- На граждан – от 2 000 до 4 000 рублей;
- На должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
- На юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 рублей.
Осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление этой деятельности, либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей;
Деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.