uridicheskie aspekti bukmekerskogo biznesa Добавлено 27 February 2012

В данном материале мы расскажем вам о законодательных требованиях и юридических нюансах букмекерского бизнеса в Российской Федерации.

Ознакомившись с предложенной информацией, вы получите более целостное представление о букмекерской деятельности в России и юридических аспектах её ведения.

Букмекерская деятельность в Российской Федерации регламентируется следующими законодательными и подзаконными актами:

  1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  2. Федеральным законом РФ от 13 июня 2011 г. № 133-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  3. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»;
  4. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2012 г. № 21 «О дополнительных требованиях к букмекерским конторам, тотализаторам, их  пунктам приема ставок»;
  5. Другими законодательными и подзаконными актами (к примеру, статья 27 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», постановление Правительства РФ от 4 февраля 2013 г. № 75 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр» и т.д).

В соответствии с законом № 244-ФЗ букмекерская деятельность, в отличие от других азартных игр, может осуществляться вне игорных зон. При этом организатор азартных игр в букмекерской конторе обязан получить государственную лицензию на этот вид деятельности. Кроме того в этом законе даны определения важнейших букмекерских терминов, прописаны финансовые требования к организаторам азартных игр, организационные и прочие требования к пунктам приема ставок. Постановлением «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» регулируются все аспекты выдачи лицензий для букмекерского бизнеса. Другими законодательными и подзаконными актами регулируются требования к букмекерским конторам, вопросы о государственном надзоре, требования к рекламе БК, вносятся изменения в уже действующие акты и так далее. Но это лишь статичная картина, а куда интереснее ознакомиться с важнейшими юридическими этапами букмекерского бизнеса России в динамике…

Несмотря на относительно непродолжительный период существования букмекерского рынка в России, «правила игры», менялись достаточно часто и каждый из вышеприведенных законодательных актов вносил в букмекерство определенные коррективы, заставляя участников рынка подстраиваться под новые реалии.

С момента распада СССР и до конца 2006 года в России букмекерство процветало, но главным образом по причине слабой правовой урегулированности. Пик расцвета пришелся на начало «нулевых» годов. В это время лицензии на занятие букмекерской деятельностью выдавались очень активно и практически беспрепятственно, что порой порождало ситуации с откровенными мошенническими схемами, когда новообразованная контора вечером принимала ставки у игроков, а уже на следующий день исчезала…  В это время столь же активно развивался и игорный бизнес, но в конце 2006 года был принят закон № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который отправил игорные заведения в игорные зоны (или подполье), а букмекеров пусть никуда и не отправлял, но обязал получить лицензии у Федеральной Налоговой службы РФ (ФНС).

Многие из тех, кто имел лицензии на занятие букмекерским бизнесом, в 2009 году пролонгацию разрешений на занятие букмекерством не получили (самый яркий пример – лидер российского рынка на тот момент – «Марафон») и собственно тогда же букмекерский рынок России перешел в новую стадию своего развития. Те 11 компаний, которые получили новые лицензии, начали перестраивать букмекерский рынок, параллельно испытывая сложности из-за некоторых законодательных неопределенностей, в том числе и налоговых. В первой версии закона 244-ФЗ говорилось, что с кассы букмекерской конторы необходимо выплачивать налог в размере 125 тысяч рублей, а вот определения «кассы» не было. Букмекеры считали, что это касса, которая находится в центральном офисе, так как отдельный пункт приема ставок (ППС) в регионах за месяц приносит меньшие средства (около 80-120 тысяч рублей дохода), Налоговая служба настаивала на том, что это любая касса в пункте приема ставок, тем самым ставя под сомнение рентабельность деятельности… Безусловно, такая неопределенность негативным образом сказывалась на привлекательности и темпах развития букмекерского рынка в России.

В 2010 году процедура предоставления лицензий стала существенно сложнее, главным образом, в силу ужесточения финансовых требований. Так, величина необходимых чистых активов компании для получения букмекерской лицензии возросла с 0,1 до 1 миллиарда рублей, кроме того добавилось требование к величине уставного капитала в размере 100 миллионов рублей и наличию обязательной банковской гарантии в размере 500 миллионов рублей. В тоже время вопрос с налогообложением БК оставался нерешенным, что порождало многочисленные судебные процессы и объясняло неуверенные темпы роста численности выданных лицензий и открытых ППС в стране…

И только 13 июня 2011 года был принят закон № 133-ФЗ, который, по мнению участников рынка и инициатора поправок – Александра Починка (члена Совета Федераций), должен  был позволить нормально развиваться букмекерству в России.

Изменения, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, дали определения терминам «процессинговый центр» и «пункт приема ставок», и в результате скорректировали налоговое законодательство. Так, начиная с 2012 года налоги стали взимать и с пунктов приема ставок (5-7 тысяч рублей в месяц) и центрального офиса букмекерской компании (25-125 тысяч рублей в месяц).

Последние изменения в лицензировании деятельности букмекерских контор также вступили в силу 1 января 2012 года. Так, 26 декабря 2011 года было принято постановление Правительства РФ ««О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах». В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах для получения лицензии, её соискатель должен предоставить органу лицензирования (им выступает ФНС) следующие документы:

  1. Заявление на получение лицензии;
  2. Копии учредительных документов юридического лица, которые засвидетельствованы в нотариальном порядке;
  3. Документ, который содержит информацию о работниках лицензиата (ФИО и даты рождения) с приложением копий паспортов и трудовых книжек работников;
  4. Расчет стоимости чистых активов, который осуществляется в порядке, установленном Минфином РФ;
  5. Копии документов, которые подтверждают наличие оборудования, строений и зданий, позволяющих принимать ставки, вести учет, выплачивать выигрыши и осуществлять букмекерскую деятельность;
  6. Планы помещений букмекерского заведения по всем адресам мест осуществления деятельности с указанием зон обслуживания игроков и расположения процессингового центра и кассы БК;
  7. Копии документов, которые подтверждают наличие у соискателя букмекерской лицензии сотрудников, которые обеспечат безопасность участников игр, работников организатора БК, иных посетителей во время их нахождения в букмекерском учреждении или же копию договора о предоставлении охранных услуг;
  8. Информацию о величине и источниках происхождения денежных средств, которые вносятся в оплату уставного капитала в соответствии с правилами подтверждения источников происхождения денежных средств, которые вносятся в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N 567 «Правила подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе».

Представление соискателями лицензии всех документов, необходимых для её получения, их прием ФНС, принятие решения о предоставлении или отказе предоставления лицензии, переоформлении, выдаче дубликата, копий лицензии и прочих процедур осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Для тех участников рынка, которые не могут удовлетворить лицензионные требования, предлагается другой вариант для начала букмекерской деятельности – внесение ППС в одну из уже действующий лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Федеральной налоговой службыНа момент написания материала, 26 компаний получили разрешение от ФНС на занятие букмекерской деятельностью, часть из них предлагают платную услугу внесения ППС в свою лицензию.

26 января 2012 года в силу вступили новые дополнительные требования к букмекерским  конторам и ППС, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 21 «О дополнительных требованиях к букмекерским конторам, тотализаторам, их  пунктам приема ставок». Данным постановлением регламентируется необходимость размещения информации об адресе, наименовании и графике работы ППС или букмекерской конторы непосредственно при входе в помещение. Также каждому посетителю ППС должны быть доступны правила, по которым принимаются ставки и выплачиваются выигрыши.

С учетом новых требований, процессинговые центры ППС и букмекерских контор в обязательном порядке должны оснащаться техсредствами для взаимного обмена данными о принятых и выигрышных ставках. Кроме того в документе сделан акцент на том, что азартные игры не могут проводиться в том случае, если участники игр, организаторы или работники БК могут оказывать влияние на их исход.

Из самых новых нормотворческих инициатив, имеющих непосредственное отношение к букмекерскому бизнесу, следует выделить постановление Правительства РФ от 4 февраля2013 г. № 75 «Об утверждении положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр». В соответствии с данным нормативным актом установлен порядок осуществления госнадзора в области организации и проведения азартных игр, определен главный федеральный орган этого надзора – ФНС (для игорных зон также определен региональные надзор, который должен осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), виды проверок, их предмет, а также процедурные вопросы их осуществления. Таким образом, за ФНС закреплен полный «цикл» контроля букмекерского бизнеса, начиная от выдачи лицензий и заканчивая государственным надзором.

На текущий момент, это все самые важные юридические аспекты букмекерского бизнеса. Мы продолжаем держать руку на пульсе важнейших юридических изменений и корректировок, связанных с букмекерством, и обязательно сообщим всю новую информацию Вам.

С уважением к букмекерскому бизнесу, Rub90

Комментарии

Нет комментариев.

Оставить комментарий Оставьте Ваше мнение относительно изученных данных.

You cannot post comments until you have logged in,and that you have an appropriate permission level. Login Here.